ТМ-Студия

Наши статьи/тексты

В данном разделе располагаются наши Тексты. Это статьи, отзывы, интервью, цитаты и другая текстовая информация.

 

Наши статьи/тексты

Оглавление

* Агеева А. «Очень Разные Стороны Чуда»;
* Пикулева Г. – «ОТТЕНКИ ЧУДЕСНОГО» НА ПАЛИТРЕ «ТМ – СТУДИИ»;
* Агеева А., И. Шандин – «Правдивая хроника об истории жизни короля Лира и его трех дочерей»;
* Федотова Т. – Вступительное слово на открытии выставки;
* «Креативные способности в бизнесе или Координаты чудес»;


статья в ежемесечном печатном издании "НАШ ИЗОГРАФ" 10, октябрь 2008

Автор статьи Агеева Алёна


"Что такое "чудо"? Это маловероятное уникальное событие. Тиражированию не подлежит"
.

Какова на вкус внутренняя сторона чуда? Какие координаты у настоящих чудес? Сколько оттенков чудесного вы различаете?..

Для тех, кто бывал на выставках творческого объединения художников ТМ-Студия, подобные вопросы прозвучат вполне естественно: эти счастливцы уже знают, что такое и "Волшебный полёт", и "Координаты чудес", и "Внутренняя сторона чуда". Так назывались предыдущие выставки Объединения, новый арт-проект продолжает тему: "Очень разные стороны чуда. (Оттенки чудесного)".

Почему ни одна выставка не обходится без "волшебства"? Дело в том, что сама ТМ-Студия - явление чудесное, почти невозможное: это объединение очень разных художников Нижнего Новгорода и Москвы. У Студии уже проходили выставки и в Нижнем, и в Москве, а новый арт-проект вообще выходит за границы одного города, или так: выставка проходит в одном большом городе "Москва-Нижний Новгород".

В промежутках между выставками художники устраивают пленэры, изучают законы живописи и рисунка, работают в студии, занимаются пением и импровизационными танцами. (Отсюда и пластика линий, и звучание цвета в живописных работах - и названия работ "Песня", "Музыка для путешествий", "Танец"+).

Галерея работ ТМ-Студии - история о том, как разнообразие доступных, придуманных до нас, языков может помочь вот сейчас выразить на холсте восхищение, нежность, радость.
Выразить - и передать зрителю, это ключевой момент: в пресс-релизе московской выставки замечательно сказано "+Мы дерзнули призвать одно из самых добрых чудес - Чудо Встречи".

Происходит встреча зрителя и художника, встреча внутреннего мира с внешним, в работах студийцев встречаются друг с другом орнаментальность и реализм, импрессионизм и абстрактные формы, авангард и классика, главное в этом поиске языка выражения - смелость и эмоциональность, смелость в выражении эмоций.
Студийцы бесстрашны и открыты: они с радостью используют то, что нашли мастера прошлого, и находят в себе силы вступать с ними в диалог, отвечать им из нашего времени.

Получается, каждая работа - это послание, текст, высказывание. И здесь очень важно бережное отношение к зрителю: чтобы "собеседник" по картине обогатился после общения - новой идеей, чувством, творческой силой.

Очень внимательно относятся художники к оформлению картин и выставочного пространства. Это сложная, почти нереальная задача, - чтобы всё разнообразие стилей и жанров зазвучало слаженным многоголосием. Из раза в раз чудо происходит: картины собираются в единую сложную композицию, где каждая работа рассказывает свою историю, дополняя друг друга.

Художники идут ещё дальше - они наполняют выставочное пространство событиями, и от выставки к выставке градус "чудесного" повышается: уже на "Внутренней стороне чуда" в Москве проходили концерты, выступления уникального фольклорного коллектива, бизнес-семинары по развитию креативности.

Теперь и сама выставка выросла в арт-проект на два города: "Очень разные стороны чуда. (Оттенки чудесного)" стартует в Нижнем Новгороде и плавно перемещается в Москву (с 6 по 29 июня 2008 г. выставочный зал "Ходынка", ул. Ирины Левченко, д.2).

В выходные дни для гостей выставки будут проходить концерты, перфомансы, семинары по креативности.

До встречи на "Очень разных сторонах чуда"!

статья Г.И.Пикулевой в ежемесечном печатном издании "НАШ ИЗОГРАФ" 10, октябрь 2008

Галина Пикулева – кандидат искусствоведения, член Международного художественного фонда.


«ОТТЕНКИ ЧУДЕСНОГО» НА ПАЛИТРЕ «ТМ – СТУДИИ»

«Что такое чудо? Это маловероятное уникальное событие. Тиражированию не подлежит». В арт-проекте «ТМ – Студия» работающие в разных техниках изобразительного искусства художники – создатели визуальных композиций делятся со зрителями своим талантом, своими открытиями. Что за унифицированной оболочкой реальности скрываются удивительные творческие возможности, способные преобразить затаенную и подчас инерционную сущность человека. Заглавные буквы «ТМ – Студия» означают «Творческие мастерские». Тем самым ключевые эстетические понятия «Творчество» и «Мастерство» определяют основные направления в деятельности студийцев, включающие интенсивный процесс созидания картин, их органичное оформление, а также расположение относительно друг друга – своего рода диалог в экспозиционном поле. Художники уверяют нас: картина – это цель и средство, карта и целый мир. Мир, воспринимающий и передающий в спектре красок глубокий смысл содержательных образов.

   Эти программные постулаты находят конкретную почву в выставках «ТМ – Студии», которые проходят в двух городах – Москве и Нижнем Новгороде. Возникшая смычка культурных центров России позволяет столичным и волжским художникам вносить свой вклад в дальнейшее развитие духовных ценностей нашей страны. В этом году арт-проект «ТМ – Студии», обозначенный как «Очень разные стороны чуда – Оттенки чудесного», представлялся в Нижнем Новгороде с 5 по 25 мая в Выставочном комплексе на площади Минина и Пожарского. Затем с 6 по 26 июня он экспонировался в Москве, в Выставочном зале на Ходынке, расположенном по улице Ирины Левченко. Атмосфера «чудес», а также склонность к философскому мышлению, передается в аллегорических работах И. Шандина «Птицы», «Древняя крепость и дерево», «Третья планета от солнца». В работе Екатерины Байдаковой «Женщина (Космос)» обнаженная натура «Женщины» покоится в космической колыбели. В картине Надежды Богомоловой проглядывает человеческий лик в плывущей по волнам памяти «Рыбе Будды». Алена Агеева в картине «Индеец на велосипеде» выразила симпатию к экзотике жаркого континента. Татьяна Афонина в натюрморте «Роза» в праздничных сплетениях ритмических линий возрадовалась рождению горделивого цветка. Ирина Макарова вознесла над лесной далью сияющие «Две радуги».

   Участники «ТМ – Студии» работают и с новыми материалами, предпочитая разновидности акрила, а также в традиционной технике масла. А в стилевых позициях они свободно обращаются к традициям различных изобразительных эпох – от раннего Возрождения итальянца Джотто до геометрических ракурсов европейского постмодернизма и плоскостных модуляций цвета в полотнах русских живописцев первой половины 20 века. Присутствующие в колористической гамме небесные оттенки свидетельствуют о пристрастности авторов к утонченной завершенности кисти мастеров «Серебряного века» и символизму художественного объединения «Голубая роза».

    Амплитуда «ТМ – Студии» проявляется в соединении показа живописных и графических произведений с пластикой музыкальных созвучий. В пределах обширной выставки в залах на Ходынке состоялись концерты «Солярис-квартета», классического «Анна – квартета», капеллы барочной музыки Colden Age. Увенчали программу народные песни в исполнении фольклорного коллектива «Красимир».

    Еще одним синтезирующим аспектом стало включение в арт-проект семинаров «Развитие креативности для бизнеса и жизни». Компетентный бизнес-тренер убедительно показала слушателям, что продуктивная экономика наших дней обогащается элементами творческого подхода, становлению которых способствуют явления искусства. «Для меня эта выставка – очень качественный инструмент, инструмент настройки, камертон. Можно много говорить об эмоциональном интеллекте, а можно пробовать услышать, почувствовать эмоциональный фон этих произведений и начать реально развивать свой эмоциональный интеллект».

    Словом, художники Москвы и Нижнего Новгорода настроили свой камертон на создание общего «чудесного события». Теперь «ТМ – Студия» планирует расширить географию палитры и благодаря одной из участниц арт-проекта, живущей в Канаде, экспонировать его достижения за океаном, в городе Торонто. Главное, где бы не находились художники, на открытом солнцу и ветрам пленэре, в интимной тишине мастерской или на итоговом вернисаже, они полны стремлений осуществлять оригинальные идеи в искусстве. Кредо «ТМ – Студии»: «Творчество – всегда Чудо, и при встрече с творчеством начинают открываться Очень Разные Стороны Чуда».

статья Агеевой Алёны, И. Шандина

«Правдивая хроника об истории жизни короля Лира и его трех дочерей»


… Помнишь, дорогая Марта, мы были вчера в гостях у Шекспира?
(к/ф «Барон Мюнхгаузен»)


Главное театральное событие этого сезона – несомненно, спектакль «Король Лир» Владимира Золотаря в Нижегородском ТЮЗе. Одновременно с премьерой в ТЮЗе проходит арт-проект объединения художников ТМ-Студия – «Палитра мелодий на струнах чудесного», и возникают удивительные пересечения между этими событиями.

Диалог с Шекспиром для современного режиссёра – всегда вызов. Постановка Золотаря – ещё один взгляд, ещё один угол зрения, ещё одна рамка для картины великого драматурга. Или, если говорить на языке музыки, мы услышали Шекспира в исполнении Золотаря. Тексты Шекспира – это притчи: с одной стороны, они вне времени, а с другой стороны, всегда своевременны, пока жив человек, поскольку рассказывают о человеке и о непростых отношениях человека со всем, что его окружает. Эта вневременность и современность даёт свободу для интерпретаций, в то же время, эта свобода очень опасна для того, кто этот материал пытается оживить, что-то из этого материала сшить.

Например, неоднозначность истории Короля Лира в том, что стоит чуть-чуть сместить акценты, и мы видим, как вздорный отец, уставший от забот о королевстве, мешает взрослым дочерям жить, а младшая тщательно спланировала своё изгнание, вышла замуж за французского короля и почти сумела захватить всё королевство. Можно свести этот сюжет к банальной семейной драме, можно вспомнить чеховских трёх сестёр, а можно задать истории масштаб мифа. Пьесы Шекспира позволяют режиссёру играть – лишать действие признаков времени или вписывать его во вполне узнаваемые современные обстоятельства. Это возможно потому, что в этих пьесах присутствует то, что было названо гораздо позже того, как они, пьесы, были написаны – это архетипы. Мы встречаемся в пьесе с архетипической темой трёх сестёр, с темой двух братьев, короля и его детей, слепого и сумасшедшего. Спектакль и начинается почти как сказка, вернее, сказание: «Жил-был в одном королевстве король с тремя дочерьми…» Деревья с золотыми яблоками сразу отсылают зрителя туда – к райским временам, к золотому веку. И потом все яблоки укатятся в зиящую пропасть, куда ещё много чего будет падать.

Судя по всему, Золотарь очень тонко чувствует эту символику и её обыгрывает. Поэтому, кроме актёров и действующих лиц, текстами в спектакле являются ещё и декорации. В самом начале на сцене появляются декорации уютного дворянского быта, но пол уже сильно накренён. Интеллигентные люди из высшего света пьют чай, а где-то там за окнами уже начали рубить вишневый сад… И очень скоро пол будет накреняться всё больше и больше, и вся эта благородная плетёная мебель, вся эта усадебная культура, будет сметена и на сцене не останется ни одного предмета, напоминающего о ней. В финале сцена полностью обнажится, до чёрной пустоты. Обнажается суть, основа, и в мире, выстроенном Королём Лиром, эта суть чудовищна и бесчеловечна – действительно, чем ближе к финалу, тем меньше человеческого в действиях персонажей. Постепенно, с нагнетением атмосферы, с закручиванием урагана, будут облетать, осыпаться внешние атрибуты привычного комфортного мира: пустые слова, красивая мебель, светлые костюмы. И декораций больше нет, и чёрная хищная пустота сцены, и живая музыка над мёртвыми. В чёрную бездну, куда в самом начале упало игрушечное королевство (торт, рзделенный на три части), летит уже настоящий мир Короля Лира. Художников ТМ-Студии тоже очень сильно волнует тема символов, многие работы по сути являются живописными притчами – историями, рассказанными на языке линий и цветовых соотношений. На выставке есть картина «Три сестры», есть свой «перевёрнутый мир», возникают неожиданные переклички со спектаклем. Одним из самых сильных режиссёрских решений стал вплетённый в ткань сюжета камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», делающий музыку ещё одним живым действующим лицом. Если в начале персонажи отделены от стихии, их мир пока светел, как будто устойчив, во втором действии нет больше границы между мызыкантами и актёрами, постепенно на сцене собирается полный оркестр, и напряжение в атмосфере становится видным, звучащим, набирающим силу. И на «Палитре мелодий на струнах чудесного» играют «Солисты Нижнего Новгорода» – концерт, вписанный в декорации выставки. Это тоже общая тема для художников и режиссёра – поиск возможности соединения искусств: картины иначе воспринимаются под звуки музыки, выставка становится своеобразной «рамкой» для выступления музыкантов, дающей новое звучание.

Ещё одна важная смысловая составляющая спектакля, тщательно разработанная режиссёром – это тема костюма. Костюм – это тоже говорящая часть сюжета: с одной стороны, костюмы как бы вне времени, с другой стороны, каждый из этих костюмов является символом той или иной эпохи, тех или иных событий. Символом чего являются люди, затянутые в черную кожу, может быть, не стоит забывать. Сценический Лир, в прекрасном белом костюме, отдаёт свою власть в полной уверенности, что он сохраняет костюм короля и отношение к нему никоим образом не изменится. Но выясняется, что вместе с властью он постепенно теряет и свой костюм. И король приходит в себя только во время бури, когда оказывается в костюме шута. Здесь стоит отметить ещё одну тему - перекличка судьбы двух отцов, двух правителей – Короля Лира и графа Глостера. Оба персонажа, находясь во власти, являются слепыми. И парадокс в том, что они прозревают только тогда, когда лишаются и фактических атрибутов власти и по-настоящему слепнут: Глостер физически, а Король Лир сходит с ума, т.е. слепнет рассудок. Только тогда им начинает открываться смысл происходящего, а не только его видимая часть.

История Лира, в видении Золотаря, многослойна, и ещё одна ключевая тема спектакля, его сердцевина – это тема распада, распада дома, мира, человека. Когда человек, стоящий в центре этого мира, держащий его, делает вольный или невольный шаг в сторону, мир буквально распадается на куски. И с этой высоты все действующие лица и исполнители – просто фрагменты распадающегося сознания Короля Лира, их просто не существует. И вся история Короля становится внутренней личной историей каждого человека, действие становиться гораздо ближе к нам во времени и пространстве, чем мы могли ожидать – оно переносится во внутренний мир каждого зрителя, и мы получаем возможность увидеть в себе и слепого, и сумасшедшего, и уверенного в себе короля, опирающегося на зыбкую почву.

Человек делает шаг из центра циклона, и буря его уносит, как щепку, но сквозь эту страшную бурю, которая, кажется, всё сметает на своём пути, робко-робко начинают проступать вечные смыслы и ценности, которые практически не видны за прочным и сиюминутным, таким надёжным нашим миром. Ценности, которые звучат с тем, что сейчас иронично называется словом пафос, – дружба, верность, любовь. В финале Король вместе с любящими и любимыми дочерьми уносится в свой несуществующий больше по эту сторону жизни яблочный рай. А мы остаёмся наедине с вечными вопросами и своей повседневной жизнью.

Те же вечные вопросы интересуют и художников ТМ-Студии, и выходя в фойе, зритель продолжает своё путешествие в пространстве смыслов, движение в том же ритме, который задаёт атмосфера спектакля. Темы, которые трогают художников, Золотаря и Шекспира, перекликаются, это явно слышно, и создают для зрителя тот самый полилог – напряжённое поле общения.

И, возвращаясь к началу, благодаря Золотарю мы были в гостях у Шекспира, и нам было о чём поговорить, за это ему отдельное спасибо.

Внутренняя Сторона чуда

Федотова Татьяна Борисовна, искусствовед. Вступительное слово на открытии выставки:

В произведениях художников "ТМ-Студии", представленных на выставке "Координаты чудес", можно увидеть дальнейшее развитие художественных направлений, возникших в начале 20 века: модернизма, постмодернизма, абстракционизма, символизма, концептуализма. Мир, в который современные течения нас приглашают - это мир фрагментов, отсутствия центра, смыслов и связей. Не боясь оказаться вдали от мейнстрима, художники "ТМ-Студии" ищут пути и возможности обнаружить целого человека в целом мире, во всем возможном и невозможном многообразии связей. Современная культура не дает уже человеку инструментов для собирания себя и приходится делать самостоятельные усилия. На выставке "Координаты чудес" мы видим попытку решения этой проблемы. И её решение стало возможно при помощи декоративности, экспрессивности, пластичности образов. А также метафизичности, иррациональности и высокого эмоционального накала! Таким образом, работы художников "ТМ-Студии" включают в себя множество эмоциональных оттенков. Эти оттенки преобразуют эмоциональный строй картины. Здесь трудно разобраться в чувствах. Эти картины - обращение к своему персональному опыту и духовной истории человечества. Постичь единство Мира может лишь художник, полностью раскрывающий в искусстве свои эмоции, свои переживания. Что такое "Координаты чудес"? Это уникальная возможность соотнестись себя с координатами своего персонального опыта и опыта духовной истории человечества. Обращение к тому или иному её эпизоду, тому или иному образу, рождённому сознанием человечества в отдельный период бытия, диктует художнику и совершенно определённое средство выражения. Эта выставка отражает историю развития человека (и человечества) со сменяющими друг друга образами: "Дуб и ветер", "Дерево", "Крыло", "Встреча", "Сквозь Пространство и Время", "Храм". Это предполагает обращение художников к первобытной живописи, славянским, скандинавским и другим общечеловеческим мифам. Вместе с этим раскрывается тема современного напряжённого поиска целостности восприятия и целостности Мира, выстраивается богатый ассоциативный ряд. Мы как бы вместе совершаем путь, который проделали сами художники. Мы совершаем путешествие в мир переживания присутствия целого человека в целом Мире!!!

Перейти к Арт-проектам
Контактная информация

Наши партнёры, спонсоры, друзья

1

SIBON ERKEND SIGN BEDRIJF

TM-Logo"Это маловероятное уникальное событие.
Тиражированию не подлежит".